История

Презентация Лопушь

Из истории села Лопушь

Село Лопушь является одним из древнейших поселений Брянской области. Это не случайно, так как находится оно на берегу реки Десна. Еще 4 тысячи лет назад в период бронзового века люди облюбовали эти места.

Название села происходит от хорошо нам известного растения лопух. В грамоте 15 века упоминается сельцо Лопуш. Слова «лапуха», «лопух» в словаре как трава, репейник.

Первой стала заселяться территория деревни Борачевки, а раньше на месте Лопуши росли лопухи. Река Десна была судоходной, и когда люди проезжали мимо, то обозвали эту территорию- Лопушь. У села был герб (на нем изображена река Десна, а сверху нарисован лопух),

Одним из сохранившихся документов свидетельствует о том, что село существовало более 600 лет тому назад. Впервые упоминается в документах «Литовские метрики» в 1498 году 1 сентября. На Брянщине имеется только несколько десятков сел, имеющих такую точную дату. По грамоте литовского князя Александра 1498 года дворянину Тимофею Капусте жаловалась сельцо Лопушь со всеми землями пахотными, бортными, с сенокосами, бобровыми гонами, с реками и озерами. В грамоте отмечается, что «в том Лопуши не было ни людей, а ни пашной земли», т.е. сельцо существовало и раньше, но вероятно во время каких-то военных событий запустело, а дворянин Тимофей Капуста снова его восстановил.

Как выглядело село в те времена?. В местных известиях о селе Лопушь», написанных священником Василием Зверевым отмечается красота села. «Местоположение его на восток к Десне гористое, среди села почти ровное. Весною и летом вид из села бывает прекрасный и веселый». Не только крестьянские хаты под соломенной крышей, но и дома помещиков строились из дерева, хотя сравнить с крестьянскими ни по величине, ни по убранству, ни по отделке нельзя.

В окрестностях села( по луговой части) было много озер: Большая и Малая Замшова, Старое озеро- год от года зарастает и заплывает, Криница- с кристально чистой водой. По полевой замечательное урочище под названием Городище- это огромный насыпной курган, на котором по народному сказанию, в древности, атаман Кудияр имел свой стан и в погребе за железной дверями хранится большой клад. Урочища – Суходолы, большая и малая Стрелицы, Сыть, Васильевский угол, который идет от почепской дороги. Там есть и сейчас колодезь под названием – разбойнический. Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий. В пяти верстах от села находится Гремучий колодезь с ключевой водой, выходящий из небольшого пригорка. Этот ключ прежде был слышен за версту, теперь едва на несколько сажен. Вода родника была целебна для внутренних и наружных болезней. Вода исцеляла «от ужасной ломоты в ногах». «Но для сего нужно употребить ее у самого источника, перевезенная в другое место вода лишается целебности.

Еще достойны примечания пять насыпных курганов. Сторожилы говорят, что курганы в древности делались для того, чтобы подавать вести, когда шли войска. Это предание позволяет заключить, что здесь проходили стычки между русскими и татарами.

В Лопуши, как и во всяком селе была церковь.Она упоминается в писцовых книгах 17 века, как церковь Александрийских патриархов Афанасия и Кирилла была построена из дерева на каменном фундаменте.

В ней было два престола. Первый- во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, с явленною чудотворную их икону, второй- помещицей Масловой был устроен придельный алтарь во имя святителя и чудотворца Николая.

Главной иконой церкви был небольшой образ Афанасия и Кирилла. Вот об этой иконе передавалось предание, что она написана кистью первого русского художника Алипия, жившего в Киево-Печерском монастыре. Как известно, Алипий написал икону Свенской богоматери. Также написал икону Николая Чудотворца в селе Уты. Свенская икона сейчас хранится в Третьяковской галерее. Лопушская и Утынская иконы бесследно исчезли. Не случайно, видимо, все три иконы оказались в Утах, Лопуши, Брянске, т.е. на берегах Десны, которая была главной дорогой до Киева.

До построения этого храма в селе была небольшая деревянная церковь, находилась она недалеко от настоящей, но была продана за 30 рублей ассигнациями.

В церковной летописи 1859 года говорится, что коренных жителей, основателей села, было четыре дома по фамилии Шаповы. Фамилия Шаповы древняя не только в Лопуши, но иво всей Брянской области.

Роды Грибачевых, Ляховых следующие по древности, а затем фамилии Заварзины, Гончаровы, Фирсины, Кургузовы, Медведевы.

В 1868 году в селе была открыта церковно-приходская школа, в которой учились двадцать детей, из них три девочки. В селе в это время проживало 486 человек.


 

Дата создания: 16-05-2013
Дата последнего изменения: 22-08-2013